Молдова может остаться без питьевой воды

Молдова может остаться без питьевой воды

-
//
24.09.2015

Ученые не первый год обращают внимание на неблагоприятную экологическую ситуацию водных ресурсов – на обмеление главных водных артерий Молдовы – Днестра и Прута.

Молдова может остаться без питьевой воды

В этом году она стала кри­тической. Последствия этого печальны – страна может лишиться глав­ного источника получения питьевой воды.

По мнению научного сообщества, ги­дрологическая ситуация, и особенно ко­личество воды в главных водных артери­ях страны, во многом зависит от Украины, на территории которой и берут свое нача­ло обе реки и где формируется их основной водный поток. Подписанное в 2012 году в Риме Соглашение между Правительством Республики Молдова и Кабинетом мини­стров Украины о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна реки Днестр, украинская сторона в отли­чие от нас так до сих пор и не ратифициро­вала. С румынской стороной в отношении реки Прут существует подобное соглаше­ние, оно одобрено соответствующими госу­дарственными инстанциями обоих стран и функционирует, так что разрешение этой ситуации кажется более перспективной, хотя это соглашение подписано только между Молдовой и Румынией, а оно долж­но быть трехсторонним, то есть бассейно­вое, с участием также Украины.

Циркуляция воды в Молдове

По словам руководителя Лаборатории гидробиологии и экотоксикологии Инсти­тута зоологии Академии наук РМ, профес­сора, доктора-хабилитат Елены Зубковой, 2015-й — год большой засухи, и это предпо­лагалось заранее. «Зима была бесснежной, весеннего половодья практически не было, — рассказывает она. — В таких случаях нуж­но целенаправленно проводить мероприя­тия по адаптации к неблагоприятным кли­матическим изменениям, а не усугублять их. А мы что делаем — безжалостно уничто­жаем леса, вырубаем лесные полосы, осо­бенно в прибрежных зонах… практически вдоль реки вы сегодня не увидите ивовых зарослей. Мы привыкли воду брать и ис­пользовать, песок и гравий выгребать из рек под предлогом так называемой «очист­ки русла рек», сбрасываем сточные воды и выбрасываем мусор по берегам рек, а вот что касается восстановления и охраны водных ресурсов или, как сегодня модно говорить, менеджмента водных ресурсов – они остаются «на задворках империи».

Что касается Днестра. «На Днестре соо­ружено несколько дамб, — описывает сло­жившееся в течение многих лет положе­ние Елена Зубкова. — Если следовать по те­чению реки сверху, то Днестровская ГЭС-1 и водохранилище находятся полностью на территории Украины. Ниже ГЭС-1 находит­ся так называемый буферный водоем, упи­рающийся в дамбу, сооруженную на грани­це с Молдовой — выше села Наславча, в ко­тором установлена ГЭС-2. Ниже на нашей территории есть Дубоссарская ГЭС, образ­но ее назовем ГЭС-3. Между ГЭС-1 и ГЭС-2 Украина с 2006 года восстановила строи­тельство гидроаккумулирующей энергети­ческой станции (ГАЭС), которая по планам будет самой большой в мире».

Мини-гидроэлектростанции – еще одна причина обмеления Днестра

«Не вдаваясь в технологические особен­ности, — продолжает ученый, — констатиру­ем, что для сглаживания пикового увели­чения количества энергии в электросетях, вырабатываемой атомными электростан­циями, ГАЭС использует электроэнергию и закачивает воду по трубам диаметром 7-8 м из буферного водоема (де факто это уже технический водоем) в аккумулирую­щий бассейн, сооруженный на границе с Молдовой, затем эту же воду сбрасывает через те же трубы на турбины ГАЭС, выра­батывая электроэнергию. Таким образом, мы уже имеем у Наславчи не природную, а технологическую или техническую воду. Сами украинцы уже в официальных доку­ментах бывший буферный водоем стали называть техническим. Это водохранили­ще, которое должно было защищать ниж­ний Днестр, поэтому оно называлось бу­ферным, уже не соответствует своим функ­циям. Но самое главное. На нашем участ­ке реки Днестр практически нет полово­дий и паводков, и мы фактически круглый год имеем сток от 100 до 135 куб. метров в секунду вместо положенных 200, а в поло­водье — 400».

Такой водный попуск недостаточен для нормального функционирования реки, го­ворит ученый и приводит такое сравнение: «Когда человек заболевает, он ограничен зачастую в питании, но все время жить так он не может. Это временное решение во­проса. Тот объем воды, который поступает в Днестр – это фактически санитарный по­пуск, и река деградирует».

Дефицит воды коснулся уже и возмож­ности достойного водоснабжения населе­ния питьевой водой, и это не впервые, ког­да «оголяется» водопроводная труба ниже Дубоссарской ГЭС в Вадул луй Водэ. Пару лет назад подобное уже происходило. И только после того, как и Одесса оказалась в ситуации дефицита воды, после дискус­сий и писем в соответствующие инстанции Украина открыла шлюзы.

«Конечно, любой водоем, сооруженный на реке, в принципе нарушает экосисте­му реки, — продолжает Елена Зубкова. — Но нельзя утверждать, что водохранилища не­сут только отрицательную роль, как неко­торые говорят, они играют и положитель­ную роль. В нашем случае на территории Украины есть крупное Днестровское водо­хранилище, в нем достаточно воды, много рыбы, есть водоем между ГЭС-1 и Наслав­чей, который расширили, углубили, то есть запасов воды достаточно. Но это не значит, что целая страна Молдова должна остать­ся без воды».

Еще одна причина, из-за которой в Мол­дове возникают проблемы с обмелением водных ресурсов — Украина сейчас интен­сивно строит мини-гидроэлектростанции на притоках Днестра и Прута и за послед­ние два года их появилось уже несколько десятков.

«Речка перекрывается полностью дам­бой, — описывает картину Елена Зубкова, — дальше от турбины вода идет в обычную трубу, и нижнее русло реки остается без воды. Каждую большую реку можно срав­нить с нашими артериями, а малые реки — это капилляры и они друг без друга не су­ществуют. Нижняя часть Днестра сегодня пополняет свои запасы за счет маленьких речек, которые текут по территории Мол­довы, и за счет грунтовых и подземных вод, потому что каждая река или поверх­ностные воды взаимосвязаны с подземны­ми, как сообщающиеся сосуды».

Электроэнергия за счет воды

Восстановление плана по строитель­ству Гидроаккумулирующей станции, ко­торый был разработан еще в советский период и тогда же от него отказались, по­нимая, что это катастрофическим обра­зом может сказаться на функционирова­нии нижнего Днестра и в целом бассей­на Черного моря, а также установка мини-гидроэлектростанций на малых реках Дне­стра и Прута часто оправдывается украин­ской стороной как возможность получения дополнительной электроэнергии. Одна­ко, по меткому высказыванию Елены Зуб­ковой, если иссохнут реки, электроэнер­гия никому уже не будет нужна. А в случае с гидроаккумулирующей станцией этот ар­гумент вообще нерезонен.

Источник: vocea.md