Мама двоих детей советует, как наладить быт на курорте — от выбора места до полезных мелочей.

mamaplus

В этом году мы решили провести на море, в чудесной хорватской деревне целых 23 дня. Эту счастливую поездку я ждала с нетерпением, поскольку была вымотана решением важных семейных вопросов, беременностью и родами, недосыпом и работой.

По мере приближения долгожданной даты отъезда меня все больше беспокоил вопрос: как буду отдыхать собственно я? Когда я буду плавать, загорать, читать и так далее? Мое представление об отдыхе с двумя детьми, Софией трех с половиной лет и Левоном, которому было восемь месяцев, сводилось к уходу за ними и обеспечению их ежедневных потребностей в виде безопасных прогулок, регулярных приемов пищи и личной гигиены.

Однако благодаря простым приемам мне удалось получить удовольствие от поездки, отдохнуть самой, наверстать упущенные моменты в общении со старшей дочерью, которые образовались после рождения младшего. Вот что я делала.

Выбрала проверенное место

«Проверенное» означает, что мы там уже были два года назад и хорошо знали местность: где находятся пляж и магазины, как до них добираться, что делать и куда ехать в случае болезни. Кроме того, это место безопасное с точки зрения криминальной и вирусной обстановки. Средиземноморский климат достаточно мягкий: шансов получить тепловой удар мало. К тому же континентальная Европа кажется мне более предсказуемой с точки зрения возможности подхватить непонятную болезнь, чем, например, Африка.

Заранее подготовила визы

mamaplus

Визы в Хорватию оформляются в визовом центре, на это обычно уходит 10 рабочих дней. Список необходимых документов должен быть на сайте посольства. Я, если честно, его там не нашла, но сотрудники центра рассказали обо всем подробно по телефону. Чтобы лишний раз не нервничать, подавать документы на визу стоит за два-три месяца до поездки. То же самое касается билетов: их можно купить гораздо дешевле, если делать это заранее — минимум за три-четыре месяца.

Сняла правильное жилье

Тут все зависит даже не от площади квартиры, а от количества комнат в ней: младенцам и тоддлерам лучше спать в разных помещениях — так они не будут будить друг друга в тихий час, а вечером их можно быстрее уложить. То есть в нашем случае студия с общей кухней-гостиной была бы плохим вариантом. Обязательно уточняйте при бронировании, есть ли кондиционер.

Продумала траты и спланировала бюджет с запасом

Для этого стоит почитать форумы с ценами или, как сделали мы, приехать в знакомое место. Да, и денег взять с запасом — на тот случай, если все внезапно подорожало или кто-то заболел и пришлось ехать в больницу. От подобных случаев никто не застрахован: нам, например, пришлось ехать в госпиталь в соседний город в прошлую поездку.

Кроме этого, я заказала и оплатила до начала поездки четыре такси: из дома до аэропорта, от аэропорта до апартаментов и обратно так же — это простое действие убережет вас от переживаний по поводу возможной нехватки средств или в случае отсутствия интернета и лишних трат в роуминге.

Взяла все самое необходимое

mamaplus

В поездку с детьми нужно собрать не только чемодан с одеждой, но и продумать развлечения для разного возраста и досуг для себя, если вдруг удастся самой не заснуть в тихий час или сразу после детского отбоя.

Я брала немного вещей, но оказалось, что можно еще меньше. На меня и детей был один чемодан среднего размера и рюкзак. Себе я взяла два платья, одно из которых для пляжа, шорты и юбку, три топа, два купальника и белье, из обуви — шлепки и босоножки, которые пролежали в чемодане. Дочке — шорты, две юбки, три футболки и два сарафана, из обуви — тоже босоножки и пляжные тапки. Сыну — пять летних боди и комбинезон. Мы ехали из прохладной погоды, поэтому более теплая одежда была на нас — упаковывать ее не пришлось.

Отдельно скажу о коляске. Она должна быть удобной и легкой, в ней обязательно должно быть спальное место для младшего, вместительная корзина для продуктов и возможность перевозить старшего.

Игрушки я купила в московском интернет-магазине и привезла их с собой. Это было верное решение: я не тратила время на походы по магазинам, купила только нужное и дешевле, чем в месте отдыха. У меня получились две группы развлечений: для пляжа и для дома. Дочке я взяла водяные пистолеты, нарукавники, краски и кисточку для камушков, наклейки с глазами. Круг мы прокололи на второй день, а новый не покупали. Сыну на пляже нужны была только лодочка и фрукты. Для игр дома мы взяли любимого плюшевого кота, детскую посуду, книги, раскраски, карандаши и фломастеры.

Установила режим

Тут сразу несколько требований. Во-первых, всем нам понятно, что на отдых мы едем за морем и солнцем. Чтобы не обгореть в первые же дни и получить максимум пользы и удовольствия, на пляже лучше проводить утро и вечер. Мы были на море утром с 09:00 до 11:30 и вечером с 17:00 до 20:00.

Во-вторых, режим дня детей должен быть синхронный или почти синхронный. Понятно, что младший спит чаще, а у старшего только один перерыв на сон. Но тихий час должен быть обязательно — чтобы дети отдохнули и не капризничали, а у мамы было свободное время. Поэтому в отпуске я стала дополнительно кормить и повторно укачивать младшего после обеда — так я продлила его сон с полутора до 2,5–3 часов подряд.

Разработала меню

mamaplus

Здесь стоит понять, что для вас важно. Для меня, например, было важно есть простую местную еду и тратить минимум времени на ее приготовление. Утром я готовила завтрак и пюре для Левы. После первого похода на море был обед, который я обычно делала за полчаса. Наш дневной рацион выглядел примерно так:

ЗАВТРАК: геркулес с персиками, йогурты и творожки, вареные яйца или омлет, бутерброды с сыром, помидором и салатом.

ОБЕД: простые гарниры, рыба на гриле, куриные грудки, говяжьи колбаски или суп.

УЖИН: доедали обед или перекус.

В квартире для Левы не было детского стула, в котором его можно кормить — он постоянно убегал от меня и размазывал пюре по столу, полу, своим вещам, по мне и посуде. Поэтому дома я кормила его молоком, а пюре брала на море. Там сын сидел в коляске, смотрел вокруг и ел. Заодно окружающие люди начинали улыбаться, играть с ним в «ку-ку» и отвлекать. Это было удобно и весело.

Совмещала походы на море со сном младшего ребенка

Лева обычно уже уставал к тому моменту, когда мы приходили на пляж. Я кормила его, укачивала в коляске, и он засыпал. Так у меня появлялось примерно полчаса, которые я посвящала самостоятельному плаванию или играм в воде с Софией. Конечно, приходилось плавать близко к берегу и постоянно быть в зрительном контакте с ребенком. Поэтому мы рано приходили на пляж, когда там еще никого нет — основной поток людей приходит к 11 утра, а мы в это время уже собирались домой.

Еще один способ поплавать, если дети вдруг не спят, — погрузить их в лодку, а самой толкать ее и плыть. В нашем случае это работало, несмотря на активность Левы. Я сажала сына в лодку, сама ложилась на нее руками и грудью, держала его руками и гребла ногами в воде. В лодку наливала воды и брала погремушки — так она получалась устойчивой, а сыну было весело.

Позаботилась о коже

mamaplus

Не надейтесь, что вы купите в местном магазине или аптеке нужные кремы от солнца. Поэтому лучше берите их с собой. Отмечу также, что я не задавалась целью особо ровно загореть. Но подозреваю, что спина и плечи в нашем с вами случае загорят точно сильнее. С этим я решила просто смириться, хотя купальник носила без верхних лямок.

Подумала о мелочах

Я взяла с собой несколько вещей, которые сильно упрощают жизнь:

— Овощечистка: почистить картофель или огурцы без нее — сущее мучение для меня.

— Средства от комаров без запаха: мне нравятся пластины, которые вставляют в розетку. Кстати, я прочитала инструкцию и с удивлением обнаружила, что вставлять их нужно не более чем на два часа: все комары погибают через 25 минут.

— Сумка для похода на пляж, которая вмещает объемные вещи, надутые нарукавники, полотенца и фрукты.

Единственное, чего мне не хватило, — это заточка ножей. В следующий раз возьму ее обязательно.

Важным и серьезным результатом нашего отпуска было явное улучшение отношений со старшей дочерью. За время совместных плаваний два раза в день и вечерних посиделок перед сном мы хорошо провели время вдвоем, обсудили много-много важных вопросов, я искупала ее в ласковых словах и объятиях. Это удалось в том числе потому, что я сама чувствовала определенную стабильность и безопасность и могла просто радоваться моменту.